Биография O'Сенсэя
Краткая биографическая справка из предисловия к книге Джона Стивенса «Искусство Мира»
Основатель Айкидо, Морихэй Уэсиба, родился 14 декабря 1883 в городе Танабэ (Префектура Вакаяма), в семье землевладельца. Среди пяти детей он был единственным сыном. От своего отца, Ёроку Уэсибы, он унаследовал самурайскую решительность и интерес к общественным делам, а от своей матери, Юки, - глубокий интерес к религии, поэзии и искусству. В раннем детстве Морихэй был довольно слабым и болезненным, что привело к тому, что он предпочитал проводить время дома за чтением книг, а не играть на улице. Он любил слушать легенды о святых чудотворцах «Эн но Гёдзя» и «Кодо Дайси», а также увлекался ритуалами эзотерического буддизма. Одно время даже считали, что Морихэй станет буддийским монахом.
Чтобы противодействовать мечтаниям своего сына, Ёроку рассказывал Морихэю истории о его прапрадеде Китиэмоне, который, как говорят, был сильнейшим самураем своего времени, и вдохновил его заняться борьбой Сумо и плаванием. Морихэй окреп и в итоге осознал необходимость быть сильным, поскольку на его отца постоянно нападали головорезы, нанимаемые его политическими противниками.
В школе Морихэю было скучно, так как его энергии требовался практический выход. Он брался за разные занятия, но они также разочаровывали его. Во время своей недолгой карьеры торговца он наконец-то осознал, что у него есть склонность к боевым искусствам. Ему очень нравилось заниматься дзю-дзюцу в додзё Кито-рю и фехтованием в тренировочном центре Синкагэ-рю. Но к несчастью острый приступ бери-бери заставил его вернуться домой, где он в последствии женился на Итогаве Хацу. Позже, в период Русско-Японской Войны, восстановив здоровье, Морихэй решил записаться в армию. Но из-за низкого роста не прошел военную комиссию. Он был настолько расстроен, что немедленно отправился в лес, где по нескольку часов в день висел на деревьях, отчаянно стараясь вытянуть свое тело. При следующей попытке он прошел тест и в 1903 году стал пехотинцем. Во время военной службы он произвел такое сильное впечатление на свое начальство, что его командир рекомендовал его в Национальную Военную Академию, но по ряду причин он отклонил предложение и уволился из армии.
Морихэй вернулся домой и занялся сельским хозяйством. Окрепнув за время, проведенное в армии, он теперь был готов продолжить физическую тренировку. Его отец построил на своей ферме додзё и пригласил знаменитого инструктора по дзюдзюцу Такаки Киёити тренировать Морихэя. За время тренировок он стал сильнее и обнаружил в себе огромные способности. В то же самое время его стали еще больше интересовать политические дела. Весной 1912 года, в возрасте 29 лет, он со своей семьей переехал на целинные земли Хоккайдо. После нескольких лет борьбы, маленькое поселение начало процветать. Уэсиба стал чрезвычайно мускулистым, до такой степени, что сила, которой он обладал, стала почти легендарной.
Именно на Хоккайдо он встретил Такэду Сокаку, великого мастера Дайто-рю Айки Дзюцу. Познакомившись с Такэдой и обнаружив, что ему не по силам тягаться со своим учителем, Уэсиба, похоже, забыл обо всем остальном и полностью погрузился в тренировки. Примерно через месяц он вернулся в Сиратаки, построил додзё и пригласил Такэду пожить здесь, что тот и сделал.
Услышав о серьезной болезни своего отца, Уэсиба продал большую часть своей собственности и оставил додзё Такэде. Он больше не собирался возвращаться на Хоккайдо. По дороге домой он, повинуясь порыву, остановился в Аябэ, где находилась штаб-квартира новой религии Омото-кё. Здесь он встретил главу новой религии, Дэгути Онисабуро. Будучи очарованным Аябэ и Дэгути, он остался еще на три дня и по возвращении домой обнаружил, что отсутствовал слишком долго. Его отец умер. Уэсиба очень тяжело переживал смерть отца. Он решил продать все полученные по наследству земли и переехать в Аябэ, чтобы изучать Омото-кё. Следующие восемь лет Уэсиба учился у Онисабуро Дэгути, преподавал Будо и возглавлял местную пожарную бригаду.
Будучи пацифистом, Дэгути был сторонником ненасильственного сопротивления и всеобщего разоружения. Он говорил: «Вооружение и война - это средства, при помощи которых землевладельцы и капиталисты получают свои прибыли, в то время как бедняки страдают». Интересно, что человек такого рода смог стать настолько близким мастеру боевых искусств, такому как Уэсиба. Однако Дэгути не потребовалось слишком много времени, чтобы осознать, что цель Уэсибы в этом мире состояла в том, чтобы «учить истинному значению будо: положить конец всем конфликтам и раздорам».
Изучение Омото-кё и его связь с Онисабуро оказали глубокое влияние на жизнь Морихэя. Однажды он завил, что в то время как Сокаку Такэда открыл ему глаза на сущность будо, его просветление стало результатом занятий Омото-кё. Приблизительно в 1925 году Уэсиба пережил ряд духовных озарений, которые до такой степени впечатлили его, что его жизнь и его тренировки навсегда изменились. Он осознал, что подлинной целью будо является любовь, которая лелеет и питает все сущее.
В течение нескольких следующих лет к Уэсибе приходило учиться много людей, среди них Кэндзи Томики (который впоследствии создал свой стиль Айкидо) и адмирал Такэсита. В 1927 году Онисабуро Дэгути посоветовал Уэсибе отделиться от Омото-кё и двигаться своим собственным путем. Он так и сделал, и отправился в Токио. Число последователей Уэсибы возросло настолько, что ему пришлось построить официальный додзё в районе Усигомэ (на месте, где сейчас находится Мировая Штаб-квартира Айкидо). Пока додзё строился, в него приходило много выдающихся мастеров других искусств, таких как Дзигоро Кано. Увиденное здесь производило на них такое впечатление, что они посылали своих собственных учеников учиться у Уэсибы.
В 1931 году «Кобукан» был завершен. А в 1932 году было основано «Общество Усовершенствования Будо» и Уэсиба стал его Главным Инструктором. Примерно в это время к додзё присоединились такие ученики, как Годзо Сиода, Риндзиро Сирата и другие. Вплоть до самого начала Второй Мировой Войны Уэсиба был чрезвычайно занят преподаванием в Кобукане, а также проведением специальных занятий для главных полицейских и военных академий страны. В течение следующих 10 лет Уэсиба становился все более и более знаменитым, о нем начали писать. Его единственный сын, Киссёмару, будучи «книжным червем», задокументировал в письменном виде многие события его жизни.
В 1942 году, предположительно после божественного повеления, он страстно захотел вернуться к земледелию. Он часто говорил, что «Будо и фермерство едины». Война опустошила Кобукан, к тому же он устал от городской жизни. Оставив Кобукан в руках Киссёмару, он переехал в Провинцию Ибараги в деревню Ивама. Здесь он построил додзё и известный сейчас во всем мире Храм Айки.
Ивама многими считается местом рождения современного айкидо, «Пути Гармонии». До этого переезда его система называлась Айки-дзюцу, затем Айки-будо, и была главным образом боевым искусством, а не духовным путем. С 1942 году (когда впервые было официально использовано название «Айкидо») и до 1952 года Уэсиба объединил техники и усовершенствовал религиозную философию Айкидо.
После войны Айкидо в Кобукане (теперь называемом Хомбу Додзё) стало быстро развиваться под руководством Киссёмару Уэсибы. Морихэй Уэсиба стал знаменитым «О-Сэнсэем» или «Великим Учителем», Мастером Айкидо. Он также получил множество наград от японского правительства. До самого конца своей жизни, О-Сэнсэй оттачивал и совершенствовал свой «Путь», никогда не теряя преданности упорной тренировке.
В начале весны 1969 года О-Сэнсэй заболел и сказал своему сыну Киссёмару, что «Бог призывает меня…» По его просьбе его перевезли домой, чтобы он был ближе к своему додзё. 15 апреля его стояние стало критическим. Когда его ученики приходили проститься с ним, он давал им свои последние наставления. «Айкидо для всего мира. Тренируйтесь не ради эгоистических целей, но на благо всех людей.»
Ранним утром 26 апреля 1969 года 86-летний О-Сэнсэй взял своего сына за руку, улыбнулся и сказал: «Позаботься обо всем» и умер. Двумя месяцами позже его жена Хацу, которой было 67 лет, последовала за ним. Прах О-Сэнсэя был похоронен в семейном храме в Танабэ. Каждый год 26 апреля в Храме Айки в Иваме проходит поминальная служба.